Смысл дизайна

«Сегодня нам необходимо
точное знание там, где
еще вчера было
достаточно интуиции»
Фрэнк Ллойд Райт

Дизайн становится все более наукой, чем искусством.

Художник, работа которого представлена на престижной выставке, может и не ответить на вопросы журналистов о том, что он хотел сказать этим произведением. Или заявить: «За меня говорит мой холст!» А поклонник его таланта, купив сей шедевр и поселив в своем доме, волен делать с ним, что захочет. Или хвастать гостям раритетом, или поставить в темную кладовку… Потому как картиной можно любоваться и вечно, и миг, пока не надоест.

Дизайнер же, представляя проект заказчику, не имеет права оставить его без комментариев. Ведь приобретая его, клиент вынужден не прятать его на антресоль, а жить по нему как минимум до следующего ремонта или переезда.

Принимая доказательства исполнителя в необходимости именно такой планировки интерьера, аргументацию использования только этой мебели и отделочных материалов, мотивацию выбора конкретного цвета и декора, обоснование использования эксклюзивного стилистического решения.

Эти доводы строятся уже не столько на эмоциях дизайнера, сколько на его научном знании. Желании и умении объяснить каждое движение штриха или мазка в создаваемом проекте. И плох тот специалист, который не может внятно объяснить клиенту «почему здесь черненькое белеет». А, становясь в третью позицию, отделываться ссылкой: «Так принято в лучших домах Чикаго и Филадельфии….» Между тем, таких горе — специалистов на отечественном арт — рынке подавляющее большинство. Но это не дизайнеры, а художники, гламурные опусы которых можно покупать, чтобы ставить на вечное хранение в кладовку.

Критерий классного дизайнера сегодня – умение сочетать богатство яркого художественного чувства и креативной интуиции (менее 50%) с логикой точного аналитического метода (более 50%). Лишь только гении, а их единицы, могут «размышлять наитием», генерируя идеи благодаря «искре божьей».

У архитектора  это соотношение другое; он более чем на две трети «физик» и максимум на одну треть «лирик». Для художников и декораторов характерна иная диспропорция – почти полное доминирование эстетики над утилитаризмом.

При этом каждый из этих специалистов занимает свою нишу. Архитектор отвечает за то, что Древние Римляне называли  «immobile» – недвижимость с ее планами и пространствами. Дизайнер занимался «mobile» — движимым имуществом, т.е. формами и цветом предметов. Точнее – тех вещей в интерьере, «которые можно перенести». Декоратор создавал красивые украшения, дорисовывая все то, что сделали архитектор и дизайнер.

Это историческое позиционирование профессий существует поныне. В этом критерий  их функций и главный смысл.

Дизайнер, профессор, академик
С.К.Лемешев.

Tel.